Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Проблема построения теоретически обоснованной, эффективно действующей модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления в настоящее время приобрела первостепенное значение. Как справедливо отметил Президент Российской Федерации, одной из существенных причин неразвитости местного самоуправления в Российской Федерации является «нечеткость в разграничении полномочий с региональными органами власти, а также неопределенность за что именно должны отвечать государственные органы, а за что - органы местного самоуправления».
Актуальность работы определена также необходимостью соотнесения права федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации определять общие принципы организации и деятельности местного самоуправления с возможностью муниципальных образований самостоятельно определять структуру и компетенцию органов местного самоуправления.
Объектом исследования являются органы государственной и муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления.
Предмет исследования - конституционное, законодательное и муниципально-правовое регулирование органов государственной и муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления.
Основная цель работы – изучить организацию органов государственной и муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления, специфику отдельных субъектов РФ.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
изучить исторические аспекты организации органов государственной и муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления;
раскрыть теоретические модели построения взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления;
рассмотреть правовые основы местного самоуправления и принципы его организации в Российской Федерации;
охарактеризовать компетенции органов муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления;
изучить полномочия органов государственной власти в сфере местного самоуправления;
рассмотреть наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Для решения поставленных задач в исследовании использована совокупность общенаучных методов (дедукции, теоретического анализа, диалектический) и специальных юридических методов исследования (историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Историко-правовой анализ организации органов государственной и муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления. Специфика отдельных субъектов РФ
1.1. Исторические аспекты организации органов государственной и муниципальной власти субъекта федерации и местного самоуправления
До сих пор в правовой, а равно и в политической и исторической науках не сложилось единого восприятия исторического промежутка времени, в которое было учреждено местное самоуправление для России.
Существует три основных точки зрения относительно времени появления и причин становления местного самоуправления в России. Приверженцы первой точки зрения убеждены, что учреждение местного самоуправления было уже во времена славян, которые объединив производственную общину и союзы общин, а также городские и сельские поселения тем самым создали прообраз государства с центральной и местной формами ее функционирования. Вторая точка зрения говорит о том, что местное самоуправление утвердилось на русской земле в период «монгольской Руси», на рубеже 10-12 веков, когда все вопросы общественного уклада решались на вече – то есть совете. Наиболее распространено вече было в Великом Новгороде и Пскове, где оно было одним из органов народной власти и от решения на вече зависела судьба многих вопросов или даже жизней. Идея реализации местной самостоятельности в пределах вопросов, которые возникали на местах была также зарождена в Новгороде, где активно развивались идеи об общественной самостоятельности. Третья точка зрения говорит о зарождении местного самоуправления во времена правления царя Ивана IV в 16 веке .
Достоверно мы можем утверждать тот факт, что правовое развитие местного самоуправления начало свое активное функционирование во времена
правления Александра II. Именно в его правление было принято очень много правовых актов, направленных на реформирование местного самоуправления на Руси. Так, именно в его эпоху правления были реализованы и крестьянская реформа (Манифест и Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, 1861г.), и земская реформа (Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864г.), а также городская реформа (Городовое положение 1870 г.). Далее, согласно Положению о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864г. земское самоуправление вводилось лишь в половине губерний (в 34 из 69). Это Положение предусматривало наличие как распорядительных, так и исполнительных органов. К таковым из них относились уездные и губернские земские собрания, ко вторым — уездные и губернские земские управы. Уездные и губернские земские собрания состояли из гласных, избираемых сроком на 3 года. Для выборов в собрания учреждались три курии (землевладельческая, городская и сельских сообществ), и вся система выборов носила название куриальной. По существу, в куриальной системе был заложен сословный ценз. Органы городского самоуправления включали городскую думу под председательством городского головы и городскую управу. Надо отметить, что в этот период существовал весьма жесткий государственный правительственный надзор за земским и городским самоуправлением, который осуществлялся губернатором.
Далее, после смены правящего режима в Росси, то есть после учреждения временного правительства, была принята декларация, в которой указывалось на необходимость проведения реформы местного самоуправления с целью уравнения всех граждан во всех поселениях в правах. Для этих целей при министерстве внутренних дел было учреждено Особое совещание, главной задачей которого была подготовка необходимых материалов для проведения реформы местного самоуправления.
Уже 5 марта 1917 года было принято новое Распоряжение Временного Правительства, где было сказано о передачи всего объема власти в губерниях и уездах Комиссарам Временного Правительства которые устанавливались в соответствии с данным Распоряжением представителями Земских управ. А 15 июля 1917 г. было принято Положение «О поселковом управлении» в рамках которого вводились для нужд благоустройства населенных пунктов различные железнодорожные, фабричные, рудничные и иные учреждения. Несколько позже Постановлением Временного правительства от 21 мая 1917 г. «О волостном земском управлении» было учреждено волостное земство. С самого начала своего существования Советы депутатов стремились либо сменить органы местного самоуправления, либо подвести их под свой контроль. Постепенно Советы депутатов сменяли на местах органы земского и городского самоуправления.
Принятая в 1918 году Конституция РСФСР установила принцип жесткого подчинения в соответствии с иерархией всех органов государственной власти, включая местные. Самым важным принципом реализации государственной власти на данный период был принцип демократичного централизма, что привел к объединению всех Советов в одну единую систему. Этот принцип централизма находил свою реализацию во всех конституциях советского периода, а также в законах, регламентирующих организацию деятельности отдельных звеньев Советов. К ним можно отнести Закон о поселковых, сельских Советах народных депутатов РСФСР (1968), Закон о городском, районном в городе Совете народных депутатов РСФСР (1971), Закон о краевом, областном Совете народных депутатов (1980). В целом местное самоуправление стало рассматриваться как институт, свойственный исключительно буржуазной демократии .
Только лишь в начале 1960 годов местное самоуправление понемногу начинает вновь обрастать самостоятельностью в ведении по проблемам и вопросам на местах. Правовой статус органов местного самоуправления был пересмотрен в связи с разработкой положений Конституции 1977 года, где уже децентрализация власти имела не столь жесткий характер. Итогом данных реформ стало закрепление в Конституции 1977 года положения о наличии в Советском Союзе системы местных органов государственной власти, в принципиальном плане не отличающегося от ранее действовавшего конституционного положения, но зато хотя бы формально даровавшее некоторую самостоятельность на местах.
Новый этап в развития прав в области местного самоуправления был связан с принятием 9 апреля 1990г. Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» и 6 июля 1991г. Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». Данные Законы сыграли довольно весомую роль в развитии местного самоуправления, но, все же противостояние представительных органов (Советов) и исполнительных органов, определенная конфронтация органов государственной власти и местных органов в итоге привели к роспуску местных Советов и изданию Положения об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденного Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г.
Серьезным этапом для развития российского местного самоуправления стало принятие Конституции 1993 года, которая законодательно утвердила основные положения и права по осуществлению местного самоуправления в стране. В ней же указаны положения, согласно которым местное самоуправление наделяется собственными полномочиями, которые неотъемлемы и самостоятельны для осуществлении на местах, а также наделило местное самоуправление муниципальной собственностью, в том числе и землей.
После учреждения Конституции РФ 1993 г. Президентом России в целях дальнейшего развития реформированию местного самоуправления и обеспечении его государственной поддержки был издан Указ от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации». А с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 1995 г. весьма активно начало формироваться федеральное и региональное законодательство, реализующее общие принципы организации местного самоуправления. В то же время, практика применения данного Федерального закона выявила целую охапку проблем, связанных с осуществлением местного самоуправления в Российской Федерации. Это вызвало естественную необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования местного самоуправления на федеральном уровне.
В целях разрешения имеющихся проблем Президентом РФ в 2002 г. Была учреждена Комиссия по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами местного самоуправления. Итогом работы Комиссии явилась новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 года .
Изменения в области осуществления местного самоуправления в новой редакции закона затонули все сферы обеспечения жизнедеятельности на местах – реформы коснулись и налогового, и финансового, и земельного и даже гражданского законодательства. Усовершенствовано также бюджетное и налоговое законодательство и в данные кодексы внесены новые нормы относительно осуществления местного самоуправления.
Итогом этой работы должно стать создание достаточной финансово- экономической базы местного самоуправления в Российской Федерации.
21 апреля Россия отмечает один из самых молодых праздников, но с богатой историей, насчитывающей не одно столетие. Указ об учреждении Дня местного самоуправления Президент России
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 4398.
1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - № 202. – 12 октября.
2. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 21. - ст. 1919.
3. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.
4. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Российская газета. – 1997. – № 245.
5. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2063.
6. Федеральный закон от 11.04.1998 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 15. - Ст. 1695.
7. Басовский, Л.Е. Государственное регулирование экономики / Л.Е. Басовский. – М.: Приор, 2019. – 260 с.
8. Безруких, П.С. Государственное регулирование экономики: учебник / П.С. Безруких. – М.: ПРИОР, 2019. – 254 с.
9. Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. - М.: Юнити, 2019. - 544 c.
10. Дремова, Л.А. Доклад о состоянии гражданского общества в Курской области / Л.А. Дремова. – Курск: Изд-во ИП Афанасьева Е.А., 2019. – 104 с.
11. Ершов, В.А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В.А. Ершов. – М.: ГроссМедиа, 2019. – 255 с.
12. Звонников, В.И. Государственное и муниципальное управление (академический бакалавриат). Программы учебных дисциплин: Учебное пособие / В.И. Звонников. - М.: Инфра-М, 2018. - 368 c.
13. Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: Инфра-М, 2019. - 222 c.
14. Кайль, Я.Я. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / Я.Я. Кайль. – М.: Феникс, 2018. – 364 с.
15. Капканщиков, С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С.Г. Капканщиков. – М.: КноРус, 2018. – 520 с.
16. Кузин, В.И. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления: учебное пособие / В.И. Кузин. – М.: Дело, 2018. – 120 с.
17. Липски, С.А. Государственное (муниципальное) управление и государственная служба / С.А. Липски. - М.: Русайнс, 2019. - 112 c.
18. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / С.Ю. Наумов. – М.: Дашков и К, 2018. – 556 с.
19. Прудников, А.С. Местное самоуправление и муниципальное управление: учебник / А.С. Прудников. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 399 с.
20. Прудников, А.С. Муниципальное право России: учебник / А.С. Прудников. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 383 с.
21. Рой, О.М. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие. Стандарт третьего поколения / О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2018. – 400 с.
22. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2019. – 368 с.
23. Сёмкина, О.С. Государственное и муниципальное управление: вызовы и приоритеты: материалы iii международной научно-практической конференции. Том 2 / О.С. Сёмкина. - М.: Русайнс, 2019. - 189 c.
24. Тупчиенко, В.А. Государственная экономическая политика: учебное пособие / В.А. Тупчиенко. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 663 с.